10 секретов создания грамотного ТЗ

Техническое задание — это первый шаг на пути создания качественного продукта. Однако среди специалистов не зря бытует выражение «Нечёткое ТЗ — результат хз». Документ, составленный неграмотно, создаст больше помех при разработке продуктов, нежели окажет помощь. Таким образом составить ТЗ так, чтобы оно было полезным и понятным? Рассмотрим в материале.


[spoiler]


ТЗ является инструкцией для тех специалистов, которых планируется привлечь к созданию продукта. Внимание к каждой детали гарантирует, что не возникнет рисков разночтений. Отсюда вытекают правила создания грамотного ТЗ.
  1. конкретность (детали должны быть изложены предельно чётко),
  2. целостность (ТЗ в идеале составляется одним человеком или командой, которые понимают конечную цель и способы её достижения),
  3. понятность и унифицированность (материал должен быть изложен на языке тех специалистов, кому он адресован),
  4. полнота (ТЗ затрагивает сразу все сферы, в которых работа над продуктом касается специалиста),
  5. объективность (требования заказчика не могут быть «взятыми с потолка», а вытекают из строгой необходимости),
  6. лаконичность (формулировки должны быть краткими, но ёмкими и однозначными),
  7. логичность (специалист должен прослеживать последовательность действий и их взаимосвязь),
  8. детальность (ТЗ не должно оставлять вопросов у адресата относительно мелочей),
  9. возможность приведения примеров (исполнитель лучше поймёт, что от него хотят, если увидит своими глазами аналог или референс),
  10. завершённость (в идеале мы не рассматриваем ситуации, когда через время после получения задания исполнитель получает массу уточнений и перерабатывает сделанное).
Как составить грамотное ТЗ?
Для составления технического задания рекомендуется пользоваться ГОСТами 19 и 34, выпущенными ещё в прошлом веке, однако создавшими «каркас» структуры, актуальный и сегодня. Они подсказывают, каким образом должен выглядеть в общих чертах текст ТЗ. В документе необходимо отразить:
  • общие сведения о конечном продукте,
  • цели и назначение,
  • характеристику объекта,
  • требования к нему,
  • требования к составу и содержанию работ,
  • требования к документам (если они предполагаются),
  • источники разработки.
Ещё один важный документ — стандарт ISO/IEC/IEEE 29148 для сферы IT. Он требует исполнения следующих пунктов при работе над техзаданием:
  • Введение (назначение конечного продукта, его содержание и функционал).
  • Ссылки.
  • Системные требования (здесь говорится об особенностях юзабилити, физических характеристик, безопасности и т.п.).
  • Проверка. Требования к тестированию каждого из пунктов, описанных выше.
  • Приложения (история правок, словарь терминов и т.д.).
Чтобы составить ТЗ правильно, сначала используют бриф — документ, обращённый к исполнителю, без указания жёстких требований. Например, он может содержать описание продукта, бюджет и примерный портрет покупателя. Это нужно для того, чтобы специалист понял, какая задача перед ним стоит и какие ресурсы ему понадобятся для выполнения. Бриф также может быть оформлен в качестве опросника и адресован уже заказчику — для понимания деталей работы. Документ может включать до 30 вопросов и формирует вектор дальнейшего обсуждения предстоящих работ и их результата.

Общие рекомендации по составлению техзадания:
  1. Составление истории правок. Лучше делать это в табличном виде в начале документа. Колонки должны носить следующие заголовки: дата изменений, описание изменений, автор. Так легче понять, каким образом и почему возникли противоречия или дополнения и избежать этой ситуации в следующий раз.
  2. Выведение перечня терминов и сокращений. Это нужно, чтобы понимать, о чём идёт речь в задании и говорить на языке специалиста-адресата. Возможно, часть терминов будет применять только в этом проекте, однако сделает документ проще для понимания.
  3. Уделение внимания деталям. При составлении ТЗ не бывает мелочей. Не оставляйте лакун, где могут возникнуть разночтения.
Только подробное и точное, но одновременно понятное ТЗ приведёт к нужному результату.


Следите за нашими новинками и акциями. Подписывайтесь на нас в социальных сетях и блогах: